Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что на сегодняшний день вопрос о взаимоотношении государства и личности является центральным аспектом в механизме правового регулирования всей системы общественных отношений. Подобное взаимоотношение можно охарактеризовать базовым, поскольку любой субъект, находящийся на территории того или иного государства автоматически становится участником правовой связи с государством независимо от наличия у него гражданства этого государства. Выражением этого служит то обстоятельство, что государство обязано ставить под свою защиту права и свободы каждого, кто находится на его территории; в свою очередь, каждый кто находится на территории того или иного государства обязан соблюдать устанавливаемые государством основные обязанности.
Гражданство РФ - это особый статус или официальная, закрепленная на законодательном уровне связь человека и Российской Федерации. Связь эта выражается в наличии и у гражданина, и у государства ряда прав и обязанностей друг перед другом. Дорога к российскому паспорту обычно сложна и состоит из нескольких этапов.
Целью курсовой работы является изучение понятия и принципов гражданства Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, задачами курсовой работы являются:
- раскрыть правовые основы гражданства в Российской Федерации;
- представить конституционные принципы российского гражданства;
- рассмотреть признание и приобретение гражданства;
- отразить утрату и восстановление российского гражданства.
Предмет работы – правовое регулирование вопросов гражданства Российской Федерации.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации.
Нормативную основу исследования составляют, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и др.
Теоретическую основу исследования составили труды авторов, пишущих по исследуемой теме, таких как: Т.В. Васильева, О.Н. Ворошилова, З.С. Гулова, К.О. Егорочкина, И.А. Кузнецов, Т.А. Положенкова, Д.Х. Хафизов и др.
Структура работы предопределена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов основной части, заключения, в котором сформулированы основные выводы о проделанной работе, списка использованной литературы
1. Понятие и правовое регулирование гражданства
1.1. Правовые основы гражданства в Российской Федерации
В соответствии с положениями статьи 2 закона «О гражданстве Российской Федерации» нормативно-правовой основой правового регулирования правоотношений в области гражданства РФ являются:
1) Конституция РФ.
В Основном Законе Российского государства содержится ряд конституционных положений, касающихся вопросов гражданства РФ. Так, ч. 1 ст. 6 Конституции РФ предусматривает, что гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения . Часть 3 ст. 6 предусматривает положение о том, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. В соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ вопросы гражданства РФ относятся к исключительному ведению органов государственной власти Российской Федерации. На основании п. «а» ст. 89 Конституции РФ Президент РФ решает вопросы гражданства;
2) международные договоры РФ.
Международные договоры по вопросам гражданства можно, с определенной долей условности, разделить на международные многосторонние договоры (конвенции), посвященные общим принципам и гарантиям права на гражданство, и международные двусторонние договоры по вопросам двойного гражданства и иным вопросам двухсторонних отношений государств по вопросам гражданства.
Так, ч. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. предусматривает, что каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства .
Часть 1 ст. 1 Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. предусматривает, что любое договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом . Такое гражданство должно предоставляться: a) при рождении, в силу закона, или б) по возбуждении перед надлежащим органом власти ходатайства соответствующим лицом или от его имени в порядке, установленном национальным законом. При этом такое ходатайство не может быть отклонено.
В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. предусматривается, что государства - участники данного договора предоставляют женщинам равные с мужчинами права в отношении приобретения, изменения или сохранения их гражданства .
Закон «О гражданстве Российской Федерации» является основным законодательным актом, регулирующим вопросы гражданства РФ. Например, в Определении Конституционного Суда РФ от 25 октября 2016 г. N 2211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Мехтиева Талеха на нарушение его конституционных прав ст. 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» отмечается, что согласно ст. 6 (ч. 1) Конституции РФ гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения . Из этого следует, что определение оснований и условий как для приобретения гражданства РФ, так и для его прекращения относится к прерогативе федерального законодателя;
3) принимаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В качестве иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы гражданства РФ, следует выделить прежде всего следующие федеральные подзаконные нормативные правовые акты, принятые в развитие положений Конституции РФ, взятых на себя Российской Федерацией обязательств по международным договорам и положений закона «О гражданстве Российской Федерации», Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» .
Следует отметить, что поскольку в соответствии с подп. «в» ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование гражданства РФ отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то правовое регулирование отношений гражданства РФ осуществляется исключительно нормами федеральных нормативных правовых актов (законов и подзаконных нормативных правовых актов) и международных договоров Российской Федерации.
Гражданство РФ законодатель определяет как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Длящийся характер данного правоотношения заключается в том, что у человека гражданство возникает с момента его рождения и чаще всего прекращается со смертью лица и длится, таким образом, всю человеческую жизнь.
Публичный характер гражданства выражается в том, что оно регламентируется нормами конституционного права как отрасли публичного права.
Устойчивость гражданства проявляется в пространстве и во времени. В пространстве она заключается в том, что гражданство сохраняется и при выезде обладающего им лица за пределы территории Российской Федерации. Устойчивость гражданства во времени заключается в том, что лицо сохраняет свое гражданство со времени его приобретения в порядке, определенном законом конкретного государства, и до его прекращения в порядке, определенном тем же законом государства.
1.2. Конституционные принципы российского гражданства
Статья 4 закона «О гражданстве Российской Федерации» определяет систему принципов гражданства РФ и правил, регулирующих вопросы гражданства РФ. При этом следует отметить, что законодатель определяет основополагающие начала, базовые положения не только материально-правовых аспектов гражданства РФ (принципы гражданства РФ), но и производства по вопросам гражданства РФ (правила, регулирующие вопросы гражданства РФ).
В ч. 1 статьи 4 закона «О гражданстве Российской Федерации» определяется антидискриминационный принцип, в соответствии с которым принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства, не должны ограничивать права граждан РФ, в том числе содержать положения, ограничивающие права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Недопустимость ограничения прав граждан вытекает из общепризнанных норм международного права, содержащихся в ст. 2 и ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. 1 Подобные положения предусмотрены в ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
Принцип единства гражданства РФ означает, что в Российской Федерации установлено единое гражданство для лиц, получивших его в порядке, установленном законом «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции РФ гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом и является единым и равным независимо от оснований приобретения. Не допускается установление гражданства субъекта РФ или иных территориальных образований, что имело место в Российской Федерации в начале 90-х годов .
Принцип равенства гражданства РФ независимо от оснований его приобретения означает, что гражданство РФ одинаково для всех лиц, получивших его в установленном законом порядке. На содержание правоотношений гражданства РФ не влияет, приобретено ли оно в общем или упрощенном (льготном) порядке, принято ли решение о гражданстве Президентом РФ или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере миграции или иностранных дел.
Часть 3 статьи 4 закона «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает принцип сохранения гражданства за гражданином РФ, проживающим за пределами Российской Федерации.
Реализуя положения приведенного принципа, законодатель определяет в ст. 18 настоящего Федерального закона основания прекращения гражданства РФ, и проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не является одним из таких оснований. В судебной практике также подчеркивается, что гражданство РФ не утрачивается в силу одного только факта проживания за пределами РФ .
Часть 4 статьи 4 закона «О гражданстве Российской Федерации» провозглашает принцип недопустимости лишения гражданства РФ или лишения права изменить его.
Закон «О гражданстве Российской Федерации» не предусматривает оснований для лишения как самого гражданства РФ, так и права гражданина РФ изменить гражданство РФ на гражданство иного государства.
Данный принцип соответствует общепризнанным принципам международного права. Так, в соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. каждый человек имеет право на гражданство. При этом никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Кроме того, ч. 1 ст. 8 Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. предусматривает положение о том, что государство не должно лишать никакое лицо своего гражданства, если такое лишение сделало бы это лицо апатридом. При этом лишение гражданства в соответствии с ч. 2 ст. 8 указанной Конвенции возможно лишь в исключительных случаях, предусмотренных национальным законом.
Так, Конституционным Судом РФ в Постановлении от 4 октября 2016 г. N 18-П отмечалось, что применительно к праву на гражданство РФ Конституция РФ закрепляет, что оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения и что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. ч. 1 и 3 ст. 6). С названными положениями Конституции РФ корреспондируют являющиеся в силу ее ст. 15 (ч. 4) составной частью правовой системы Российской Федерации положения Всеобщей декларации прав человека, согласно которым каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15), а также положения Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 г. (Российской Федерацией подписана, но не ратифицирована), согласно которым в вопросах, касающихся гражданства, следует учитывать законные интересы как государств, так и отдельных лиц, а национальное законодательство о гражданстве должно основываться в том числе на принципах права каждого на гражданство, избегания безгражданства и запрета произвольного лишения гражданства (ст. 4) .
В Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П Конституционный Суд РФ указал, что Конституция РФ и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) .
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что общепризнанные нормы международного права не допускают произвольного лишения своего гражданства или права изменить свое гражданство. Это значит, что в порядке, установленном национальным законом, лишение гражданства допустимо, если это лишение не делает человека лицом без гражданства (апатридом). Приведенный принцип, провозглашенный в закона «О гражданстве Российской Федерации», не допускает лишения гражданства РФ или права изменить гражданство РФ по инициативе органов государственной власти Российской Федерации в принципе, т.е. любым иным образом, кроме как на основании волеизъявления самого гражданина РФ.
Часть 5 статьи 4 закона «О гражданстве Российской Федерации» провозглашает принцип недопустимости высылки гражданина РФ за пределы Российской Федерации или выдачи его иностранному государству. Данный принцип вытекает из положений ст. 3 Протокола от 16 сентября 1963 г. N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., где предусматривается, что никто не может быть выслан путем индивидуальных или коллективных мер с территории государства, гражданином которого он является. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является. Данный принцип прямо предусматривается в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ.
Часть 6 статьи 4 закона «О гражданстве Российской Федерации» закрепляет принцип сокращения безгражданства. Хотя Российская Федерация и не является участником Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., вместе с тем закон «О гражданстве Российской Федерации» неуклонно следует положениям, закрепленным в указанной Конвенции. В соответствии с указанным принципом Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ, и тем самым предпринимает меры к сокращению безгражданства.